Город Теотиуакан, пожалуй, самое священное для мексиканских индейцев место. Жители древнего
поселения полагали, что человек жил в пяти эпохах.
Прощание с Пернатым Змеем Эрнан Кортес, сойдя на берег Мексиканского залива, был поражен двумя вещами - несметным количеством золота и бесконечными рядами человеческих черепов. Конкиста была стремительной... Конкиста была стремительной. В 1519-м Эрнан Кортес сошел на берег Мексиканского залива, а уже через два года лежала в руинах столица ацтекской империи — величественный Теночтитлан со всеми его святилищами, храмами и статуями богов. Еще через десять лет, в 1531 году, молодому индейцу по имени Хуан Диего явилась Дева Мария и чудесным образом запечатлела свой блистающий облик на его накидке. С этого момента началось обращение индейцев в христианскую веру, и оно увенчалось успехом. Сегодняшнее население Мексики — одно из самых набожных в католическом мире, и даже те, кто продолжает говорить на ацтекском языке «науатль», обращаются со своими молитвами к Иисусу Христу. Однако страх перед разбитыми и зарытыми в землю богами не умер — индейская кровь исправно передавала его из поколения в поколение. И когда в 1964 году власти Мексики решили поднять из оврага 200-тонную статую Тлалока, индейского бога Дождя, чтобы установить ее у входа в столичный Музей антропологии, они неожиданно столкнулись с сопротивлением местного населения. Во время транспортировки каменного колосса индейцы бежали вслед за статуей, пытаясь, возможно, успокоить потревоженного бога. Известно, что в этот день с небес хлынул страшный ливень — явление небывалое для того времени года...
Гибель могучей и, казалось, несокрушимой империи ускорило одно трагическое для ацтеков совпадение. Год 1519-й после Рождества Христова был в ацтекском летоисчислении Первым годом Тростника, началом нового 52-годичного цикла, когда в соответствии с предсказаниями должен был вернуться в Мексику Кетцалькоатль, или Пернатый Змей, — бог света и плодородия, самый любимый и самый радостный из всех индейских богов. Его появления ждали со стороны океана — поэтому, когда бородатые испанцы высадились на берегу, их приняли за посланцев бога, ведь только Кетцалькоатль, единственный из всех богов, мог иметь бороду. Дольше всех в трагическом заблуждении относительно чужестранцев пребывал ацтекский император Мотекусома. Именно он собственноручно ввел Кортеса и его солдат в Теночтитлан как знатных и дорогих гостей. То, что увидели там испанцы, было похоже на фантастический сон. Город ацтеков стоял посреди громадного озера. Его храмы и пирамиды были выстроены на острове, а большинство жилых домов, сделанных из легкого тростника, буквально плавали на воде — «фундаментом» им служили своеобразные плоты из влаголюбивой растительности, дерна и ивовых кустов. С «большой землей» город соединяли три узкие плавучие дамбы, каждая длиной в несколько миль. В центре Теночтитлана возвышался Великий Храм в виде 45-метровой двуглавой пирамиды. В знак особой чести Мотекусома предложил Кортесу подняться наверх. Знаменитый конкистадор особой впечатлительностью, как известно, не страдал, но увиденное заставило его содрогнуться. Черная от запекшейся крови лестница вела к двум святилищам. Одно из них принадлежало Уитцилопочтли, богу Солнца и войн, самому свирепому из ацтекских богов, другое — богу Дождя Тлалоку. Оба божества постоянно «требовали» человеческих жертвоприношений, и их святилища были превращены ацтеками в натуральную бойню. Именно здесь, на каменных алтарях, специальными кремниевыми ножами жрецы рассекали грудь жертв, извлекая трепещущие, еще живые сердца и преподнося их в дар каменному идолу. Окровавленные тела сбрасывались вниз, к подножию пирамиды. Неизвестно, что больше поразило Кортеса: бесконечные ряды черепов вокруг святилищ или груды золота во дворце императора. Ясно, однако, что в обличье кровожадных язычников ему все больше виделся Дьявол. Призвав Бога на свою сторону, испанцы, где хитростью и коварством, где отвагой и силой оружия, заставили капитулировать многократно превосходившее их по численности войско ацтеков. Теночтитлан был усеян трупами и залит индейской кровью, впрочем, не большей, чем проливавшаяся самими идейцами во время их жертвоприношений. "Эта история дает единственный в своем роде пример насильственной смерти цивилизации. Она не угасла сама по себе, никто не заглушал и не тормозил ее развития--ей нанесли смертельный удар в пору ее расцвета, ее уничтожили грубо и насильственно, она погибла, как подсолнух, у которого случайный прохожий сорвал головку".
Кортес добился своего. За исключением некоторых экспонатов в Музее антропологии и «робких» раскопок, прячущихся позади Собора, в Мехико нет практически ничего, что бы напоминало об ацтеках. Бесконечные жилые кварталы тянутся до горизонта. Трудно представить, что на месте этого скопища домов, людей и автомобилей когда-то плескалось громадное озеро, посреди которого стоял, сверкая храмами, роскошный город. Разрушив Теночтитлан, испанцы, словно мстя по инерции уже самой природе, осушили озеро. Климат Долины Мехико резко изменился. В результате крупнейший мегаполис планеты сегодня испытывает острую нехватку воды и задыхается от смога. Победив в войне с ацтеками, испанцы не подозревали, что основную битву — битву с индейскими богами — они все равно проиграли. Откуда могли они знать, что все ненавистные им боги — и Тлалок, и Кетцалькоатль, и богиня Воды Чальчиутлике — вовсе не были ацтекскими божествами. Они благополучно «жили» на мексиканской земле на протяжении почти трех тысячелетий, и только в последние два столетия перед вторжением испанцев были «узурпированы» ацтеками. Осознание всей глубины мексиканской культуры пришло сравнительно недавно, в 40-е годы ХХ столетия, когда во время раскопок в местечке Сан-Лоренцо рабочие вдруг увидели в земле глядящий на них громадный каменный глаз! Этот глаз принадлежал соответствующих размеров Голове. Многотонные базальтовые Головы (а всего их было найдено в разных местах больше десятка) поражали не столько своими габаритами, сколько странным, нездешним выражением лиц. Oткрытую таким образом древнейшую цивилизацию стали называть ольмекской. Явные негроидные, а точнее, полинезийские черты обнаруженных Голов дали повод предположить заокеанское происхождение ольмеков. Но позднее стало очевидным, что лица Голов стилизованы. Откуда пришли ольмеки, так и осталось неясным. Чем больше новых предметов ольмекской культуры удавалось обнаружить, тем загадочнее становилась эта цивилизация. Основными произведениями ольмекского искусства, дошедшими до нас, оказались не гигантские Головы, а миниатюрные фигурки из нефрита, жадеита и серпентина, изображавшие странных бесполых людей с вытянутыми вверх, приплюснутыми головами. Часто они держали на руках грустных младенцев с маской ягуара вместо лица. Впрочем, попадались и реалистические скульптуры, выполненные с таким виртуозным мастерством обработки камня, к которому не смогли даже приблизиться другие народы Нового Света. Цивилизация ольмеков просуществовала около тысячи лет: ее следы обрываются в IV столетии до нашей эры, когда центры будущих мексиканских цивилизаций — Теотиуакан и Монте-Альбан — еще только зарождались. Внимательный глаз находит в ольмекских рисунках-глифах первые противопоставленные друг другу изображения ягуара и змея — символов будущего «мирового» противостояния индейских богов Тецкатлипоки и Кетцалькоатля. Именно ольмеки придумали и ввели в оборот знаменитый 260-дневный календарь, который присутствует во всех индейских культурах. В качестве главного божества ольмеки считали, очевидно, человека-ягуара — оборотня, воплощающего могущество и безжалостность сил земли и ночи. Возможно, они же и создали в своем воображении Кетцалькоатля — Пернатого Змея — диковинный гибрид райской птицы (кетцаль) и змеи (коатль), символ недостижимого соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью. От ольмеков не осталось ни одного дома, ни одного храма, ни клочка одежды, ни книги, ни косточки — ничего, кроме керамики и камня, не поддавшихся времени и убийственному климату. Однако вряд ли история всей мексиканской культуры была бы такой, какая она есть сегодня, если бы более трех тысячелетий назад загадочные люди не начали в глубине джунглей высекать из камня свои фигурки и барельефы.
Древние цивилизации Мексики подобны цепочке горных озер, которые лишь кажутся независимыми, а на самом деле связаны между собой незаметными, порой подземными ручьями. И Теотиуакан, и Монте-Альбан, и тольтекская культура, и даже стоящая особняком культура майя связаны с живительным ольмекским «источником», хотя и отделены от него пропастью почти в пятьсот лет. Ко времени появления первых пирамид пантеон индейских богов был практически «укомплектован», и Пернатый Змей занимал в нем одно из ведущих мест. Многие пирамиды посвящены Кетцалькоатлю — именно он, как полагали индейцы, изобрел для них календарь, именно он, превратившись однажды в муравья, выкрал из подземных кладовых зерно маиса и дал его людям. Однако сказать, что каждая пирамида построена в честь какого-то определенного бога, нельзя. Функциональное предназначение древних мексиканских пирамид до сих пор не разгадано. Ясно, что в отличие от египетских, они — не погребальные сооружения. Не использовались они и для жертвоприношений, как это позднее делали ацтеки на вершине своего Великого Храма. Вид с вершины пирамиды Луны на проспект Мертвых и пирамиду Солнца. Она имеет высоту 70 метров и длину стороны основания — 225 метров. С высотой наклон ее граней уменьшается, пирамида напоминает гору, так что, стоя на вершине, нельзя увидеть подножия. В 1971 году обнаружилось, что под основанием пирамиды проходит 100-метровый природный туннель — базальтовая труба, по которой когда-то текла вулканическая лава. На поверхности этот туннель заканчивается пещерой с четырьмя округлыми гротами по бокам. Сакральное отношение индейцев к пещерам хорошо известно. Они воспринимали их как своеобразное земное «чрево», из которого появилось и появляется все сущее. Кроме этого, глав-ным индейским божествам былo свойственно «расчетверение» — по числу сторон света. Понятно, что подобная пещера должна была иметь для индейцев исключительное культовое значение, что с очевидностью подтверждает сооруженная над ней громадная пирамида Пирамида Луны ниже и моложе пирамиды Солнца. От нее начинается проспект Мертвых — широкая аллея, обрамленная небольшими пирамидами, построенными, как полагают археологи, над телами усопших мудрецов Теотиуакана. Проспект Мертвых тянется почти на 5 километров и упирается в Цитадель — четырехугольный курган со стороной 640 метров, который, вероятно, служил основанием царского дворца. Тем более что рядом с Цитаделью находится храм Кетцалькоатля. Жизнерадостный и справедливый Пернатый Змей запрещал приносить людей в жертву — может быть, поэтому в Теотиуакане не было этой варварской традиции, по крайней мере до последних лет его существования. Большинство индейских пирамид устроено по принципу «матрешки», но это не изначальный замысел архитектора, а результат позднейших надстроек и «облицовок»: самая маленькая и самая древняя пирамида — внутри, и какая она — можно узнать, лишь разрушив все последующие. Пирамиды всегда присутствовали в жизни Мексики, и во времена Кортеса, и позднее — но присутствовали молчаливо: это были заросшие травой и кустами холмы. Чтобы к 1910 году освободить от земли самые известные сегодня пирамиды Теотиуакана, археологам пришлось «вспомнить» и о 100-летии провозглашения независимости Мексики, и о 80-летнем юбилее президента! Но все равно денег потребовалось больше, чем весь мексиканский бюджет социального обеспечения. Последующие раскопки Теотиуакана показали, что для своего времени это был один из крупнейших городов планеты, имевший в период расцвета (середина 1-го тысячелетия) тысячи домов, сотни храмов, сотни мастерских и около 200 тысяч жителей! Теотиуакан был космополитичен. «Город богов» был городом для людей, так сказать, индейским Нью-Йорком начала эры: в западных кварталах жили индейцы-запотеки из Оахаки, в восточных — майя с Юкатана, каждый народ со своими обычаями, со своими божествами Впрочем, главные сооружения Теотиуакана были посвящены богам, общим для всех: богу Солнца, богине Луны и Кетцалькоатлю. Катастрофа произошла около 700 года нашей эры. Великий город опустел, разрушениям и пожарам подверглись его дома и храмы, однако причин гибели Теотиуакана не знает никто. Были ли это варвары, пришедшие с севера, или сами жители восстали против своих богов, неспособных защитить их от засухи и голода, во всяком случае, люди оставили город. Часть из них, возможно, переселилась в Монте-Альбан, что почти на 500 километров южнее. Монте-Альбан пережил Теотиуакан, но ненадолго: к концу первого тысячелетия для индейских цивилизаций наступила пора безвременья. Что произошло? Пирамиды многозначительно молчат... Монте-Альбану более двух тысяч лет. Древний город построен на вершине горы, и его храмы и пирамиды — словно продолжение величественных хребтов Сьерра-Мадре, синеющих на горизонте. Архитектура Монте-Альбана испытала некоторое влияние Теотиуакана
К ослабевшим, потерявшим былое могущество городам из северных американских пустынь шли племена кочевых охотников. Их называли «чичимеками» (дословно — «люди собачьего происхождения»), впрочем, это название не носило оскорбительного характера. Некоторые из этих племен, пораженные величием встреченной ими культуры, пытались воспринять ее достижения. К таким принадлежали тольтеки — возможно, последний из индейских народов, который искренне старался воссоздать жизнеутверждающий смысл древних цивилизаций. Но им это плохо удавалось. Почитая превыше всех богов Кетцалькоатля, они не следовали его миролюбивым «принципам»: храм Пернатого Змея подпирали пятиметровые воины-тольтеки, имевшие устрашающий вид. В святилищах впервые стал появляться зловещий Чак-Моол — каменный идол, предназначенный для сжигания человеческих сердец... В начале второго тысячелетия тольтекские города тоже пришли в упадок. Возможно, они не смогли противостоять натиску новых «чичимеков» — так или иначе, но к приходу ацтеков сами тольтеки уже успели превратиться в легенду. Будучи, что называется, «без роду и племени», ацтеки нанялись в услужение к кольхуа — потомкам тольтеков. Те разрешили им жить по соседству — на выжженных вулканических землях, населенных одними змеями, которых ацтеки, к изумлению кольхуа, научились готовить и есть. Храбрость ацтеков, их выносливость и умение воевать были по достоинству оценены кольхуа. В свою очередь ацтеки восприняли классический индейский пантеон как свой собственный и понемногу занялись дальнейшим мифотворчеством, которое вначале шло в каноническом русле. По их представлениям, миром правили четыре Тецкатлипоки в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждый Тецкатлипока имел еще и свой цвет. Главный — Черный Тецкатлипока — распоряжался рождением и смертью людей, знал все о каждом и внушал ацтекам священный ужас. Это был бог звездного неба и ночного ветра, и его земным воплощением был ягуар. Ему противостоял Белый Тецкатлипока — хорошо нам знакомый Кетцалькоатль, Пернатый Змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный Тецкатлипока был богом Весны, и наконец, Голубым Тецкатлипокой был не кто иной, как зловещий Уитцилопочтли, воинствующий бог Солнца, чьи указания ацтеки выполняли беспрекословно. Освоив и «модифицировав» индейских богов, ацтеки стали сильно тяготиться своей «неудачной» родословной. Впоследствии с помощью археологических подтасовок (ацтеки усердно раскапывали города тольтеков и собирали найденные там предметы искусства) им удалось убедить всех окружающих, и прежде всего самих себя, что они — прямые потомки строителей древних пирамид. Они действительно верили в то, что на генеалогическом древе индейских культур занимают верхние уровни, хотя на самом деле были лишь уродливо искривленной боковой ветвью. Период становления ацтеков был достаточно короток. Кодекс их поведения вырабатывался в процессе контактов с кольхуа и другими индейскими народами, и главную роль в этом, по-видимому, играли императивные приказы бога Уитцилопочтли. Приказы эти, оглашаемые, разумеется, верховным жрецом, были столь бесчеловечны, а практика их исполнения столь чудовищна, что нет необходимости даже объяснять, каким образом народы с гораздо более глубокой историей и культурой оказались под властью ацтеков. Скульптура Тлалока — бога Дождя, «охраняющая» вход в одну из могил Монте-Альбана. Знакомясь со страшными подробностями первых кровавых «подвигов» ацтеков, трудно отделаться от ощущения, что первобытным, в сущности, народом управлял патологический маньяк. Его садистские, извращенные фантазии, оформленные как приказы Уитцилопочтли, становились ритуалами, а последующие военные и политические успехи ацтеков закрепляли эти ритуалы, делая их обязательными для всех поколений. Дело в том, что человеческое жертвоприношение, как бы оно ни было распространено в древней истории, все-таки всегда рассматривалось жрецами как крайнее средство воздействия на высшие силы. У ацтеков же ритуальное умерщвление людей служило «стимулом» естественных, неизменных природных явлений — например, восхода солнца и его регулярного движения по небу. Каждый год, в определенное время ацтекские жрецы надевали на свои плечи кожу, снятую накануне с убитых жертв, и носили ее, не снимая, в течение 20 дней. Этот дикий ритуал символизировал у ацтеков... встречу весны и обновление природы! Трагедия ацтеков, возможно, заключалась в том, что грубая патология одного сознания стала массовым психозом народа. Ежегодно жертвами ацтекских ритуальных убийств становилось десятки тысяч человек! При этом ацтеки действительно обладали высокими знаниями — по крайней мере, в астрономии и строительстве. Ацтеки оставили после себя немало иллюстрированных книг (письменности у них не было), украшений, изделий из камня и керамики — правда, все их искусство носило какой-то депрессивный характер: страшные маски, искаженные гримасами лица и черепа, черепа, черепа... 40-метровый болотный кипарис, растущий в Оахаке, неподалеку от Монте-Альбана, — единственный живой свидетель, видевший и строителей пирамид, и их разрушителей. Ему две тысячи лет, а его ствол с трудом могут обхватить 30 человек. К сожалению, свидетель тоже нем, а может, его язык пока просто недоступен для нас — поэтому тайны древних мексиканских пирамид еще долго останутся неразгаданными. Кровь десятков тысяч жертв не могла остаться неотмщенной. Император Мотекусома предчувствовал близкую катастрофу. В последние годы его правления дурные предзнаменования следовали одно за другим. Сначала ужасное наводнение, когда озеро вскипело и затопило город, потом, по слухам, откуда-то взялись двухголовые люди и так же загадочно исчезли. Какая-то женщина все время кричала на ночных улицах. Но больше всего испугала императора птица, которую поймали рыбаки. На лбу у нее было маленькое зеркальце, и в нем Мотекусома увидел вооруженных людей, сидящих верхом на оленях! Шла эпоха 5-го Солнца — последнего Солнца по верованиям ацтеков. Она должна была закончиться гибелью мира, и ацтеки спокойно готовились встретить смерть. Со страхом и надеждой они ждали возвращения Кетцалькоатля, но Пернатый Змей, по-видимому, навсегда оставил ацтеков, отдав их в безраздельную власть безумному Уитцилопочтли, требовавшему все новой и новой крови. В стремлении приносить все больше и больше жертв ацтеки уже не могли остановиться. И тогда на берег Мексиканского залива высадился Кортес. Конкиста была стремительной... А.Нечаев Фото автора
Для того чтобы жить в Мехико, прописка не требуется. В городе 8 миллионов автомобилей. Права
получают легко, за бутылку текилы. Регистрация личной машины не нужна, техосмотра не существует
в принципе.
Первые десятилетия научной уфологии, история которой отсчитывается с 1947 г., отмечены периодическими всплесками сообщений о появлении НЛО. Эти всплески на языке знатоков называются "фляпы", или воздушные налеты. Однако в последние годы фляпы следуют один за другим. НЛО все чаще заполняют небеса крупных столичных городов. Так было в Бельгии, Израиле, Великобритании, Германии. Но даже эти поразительные налеты блекнут перед бурными уфологическими событиями в Мексике. Здесь фляп невероятной силы и интенсивности продолжается непрерывно на протяжении уже 6 лет. Исследователи ставят частоту появления НЛО в прямую зависимость от археологических и магнетических зон. Одной из таких зон на территории Мексики является Теотиуакан. Это место всегда было священным для всех индейских племен. Перед тем как войти сюда, индейцы просили разрешения у богов. Профессор Антонио Веласко Пинья, специалист по древним культурам Мезоамерики, утверждает, что пирамиды Теотиуакана пережили несколько этапов. Индейцы считали, что их построили гиганты. После ухода великанов город пришел в запустение. Вслед за гигантами здесь появились ольмеки и превратили Теотиуакан в образовательный центр, ибо пирамиды строились по строго математической системе. Отношение периметра основания пирамиды Солнца к ее высоте равняется 4 "пи". Строители, кто бы они ни были, явно стремились привлечь внимание будущих учеников к определенной сфере, а именно к сфере планеты Земля. Весь комплекс не что иное, как модель Солнечной системы. Расстояние от храма Солнца до расположенных к северу ориентиров оказывается пропорциональным радиусам орбит Юпитера, Сатурна, Нептуна и Плутона. Напомним, что Уран был открыт в 1787, Нептун - в 1846, а Плутон - только в 1930 г. Когда в Теотиуакан пришли сапотеки, то они превратили это место в медицинский центр. И на это у сапотеков были основания. Если подняться на самый верх любой из пирамид и прикоснуться ладонями к энергетическому центру, то через полторы-две минуты вас начнет раскачивать строго перпендикулярно относительно вертикальной оси постройки. Энергетическая зарядка организма благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. С III до VII века н.э. Теотиуакан переживает наивысший расцвет. Индейцы науатль приходят к выводу, что пирамиды Теотиуакана - не что иное, как аккумуляторы, собирающие энергию, которая служит на благо всей планеты. Индейцы майя первыми взяли на себя смелость утверждать, что пирамиды Теотиуакана представляют собой замороженную асторолого-математическую информацию, которую оставили для землян представители внеземных цивилизаций. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в 30-х г. XX века. В храме Солнца были обнаружены два огромных слюдяных пласта, привезенных из месторождения в Бразилии, то есть за 3 000 км от Теотиуакана. В Бразильскую слюду входят калий, магний, алюминий, литий, титан, окислы железа. Она обладает уникальной способностью к теплу и электроизоляции, она непрозрачна для быстрых нейтронов и может использоваться в качестве замедлителя ядерных реакций. Тепостлан - вторая по значимости магнетически активная зона. Город Тепостлан находится между двух горных гряд. Индейцы полагают, что именно здесь родился бог Кетцалькоатль. Ежемесячно жители наблюдают появление огромных плазменных шаров, спускающихся с гор в долину. В ноябре-декабре приближаться к ним крайне опасно, поскольку они поглощают огромное количество энергии. Индейцы всегда отождествляли эти объекты с Кетцалькоатлем. Для поклонения ему была построена пирамида размером 10х10 метров. Чуть левее пирамиды лежит окаменелый объект, напоминающий по форме НЛО. На противоположной стороне можно разглядеть каменные лица, возможно, инопланетян. Не так давно обнаружена еще одна магнетически активная зона, которая располагается в районе города Веракрус. В соседней с Веракрусом деревне живут 500 человек, 250 из которых были увезены на НЛО, через некоторое время их вернули, но с другим менталитетом. Они не любят распространятся на темы пришельцев и тарелок. Вполне возможно, что объекты Веракруса - дело человеческих рук. Известно, что работы по созданию аппаратов, напоминающих по форме летающие тарелки, ведутся давно и не безуспешно. Особенно в этой области преуспели Соединенные Штаты. Вероятно, Мексика, где появления НЛО - обычное явление, также располагает передовыми внеземными технологиями, позволяющими создавать нечто похожее. Почти все население Мексики убеждено в реальном посещении Земли пришельцами. Мексиканцы воспринимают появление неизвестных объектов со смешанным чувством волнения, изумления и благоговейного трепета. Места посадки НЛО - обычное явление, почти не вызывающее интереса у местных уфологов. Растения в этих местах меняют вид и клеточную структуру каждые 6 часов в течение нескольких дней. По мнению ученых, такой эффект, если не было радиоактивного облучения, мог быть вызван только сильным электромагнитным импульсом. Небывалое нашествие НЛО на Мексику можно объяснить стремлением неведомых разумных сил оказать психологическое воздействие на население целой страны, в плане его адаптации к налетам НЛО. Быть может, Мексика выбрана только для своеобразной репетиции. После того как все человечество привыкнет к НЛО, возможно, состоится их массовый налет на нашу планету, будем надеяться, с благими намерениями.
В древнем ритуальном центре Мексики, городе Пуэбла, когда-то было много индейских храмов. Со временем конкистадоры заменили каждый из них на христианский. В древнем ритуальном центре Мексики, городе Пуэбла, когда-то было много индейских храмов. Со временем конкистадоры заменили каждый из них на христианский. Теперь в Пуэбле 99 церквей. Город начал приобретать современный вид с 1535 г. Четыре года спустя началось строительство храма Марии-захватчицы. Здесь находится реликвия, которую держал в руках сам Кортес. Размер реликвии - 37 см. Именем Девы Марии происходила колонизация края, поэтому жители Пуэблы называют Деву колонизаторшей. Кроме того, в церкви покоятся останки преподобного Себастьяна. Он родился в 1532 г. в Испании. Когда ему исполнился 31 год, испанец услышал голоса, исходящие из-под земли. Они внушили ему мысль об отплытии в Новый Свет. Приехав в Мексику, он занялся строительством дорог и производством карет. Именно он построил первую дорогу, соединяющую порт Веракрус и Мехико. Кроме этого, ему принадлежали многочисленные шахты с золотом и серебром, из которого чеканили песо. Себастьян был первым мексиканским миллионером. В Мехико-сити он построил себе три асьенды. В возрасте 72 лет Себастьян вступил в Орден святого Франциска, раздал состояние бедным и умер. Его похоронили под алтарем церкви, где останки пролежали 180 лет. В 1789 г. призрак преподобного Себастьяна явился священнику Педро де Кастаньеде. Себастьян попросил Педро извлечь его из склепа. Священник так и сделал. Останки умершего были в хорошем состоянии. Кровь в теле даже не свернулась. Это позволило духовенству начать процесс официального причисления францисканца к лику святых. Процесс длится до сих пор. В Ватикане считают Преподобного святым второй степени. Чтобы перевести его в ранг первой, необходимо, чтобы были зарегистрированы чудеса первой категории, например массовые исцеления. Пока Ватикан находится в раздумьях о судьбе падре, мексиканцы давно приходят к Себастьяну как к святому. Помня о том, что Себастьян строил дороги и продавал кареты, к нему всегда тянулись водители, особенно таксисты. Если автолюбитель покупает новую машину, он непременно оcвятит ее при помощи местного священника. Другой святыней города считают часовню Росарио. Индейцы под руководством доминиканских монахов строили ее сорок лет. В центре купола, который являет собой небесный свод, изображен символ святого духа. Все картины на библейскую тематику выполнены местным художником Хосе Родригесом Корнеро в XVII веке. Особенно жители города гордятся тем, что все внутреннее убранство храма покрыто тонкими листочками золота. Стены обрамляет талавера, мексиканская керамика. Ежегодно, 7 октября в Пуэбле отмечают день Святой Росарии, покровительницы путешествующих по морю и суше. Праздники проходят шумно и весело. Недалеко от Пуэблы находится город Чолула, что значит "место, откуда сбегает вода". В центре населенного пункта расположился самый маленький в мире вулкан Кошкомате "Глинянный горшок". Диаметр горловины горшка - 23 метра. Высота от основания - всего 13. Кошкомате родился в 1064 г., вследствие сильного извержения находящегося поблизости вулкана Попокатепетль. Самый маленький в мире вулкан считается действующим, он может взорваться в любую минуту. Однако, несмотря на это, жители города соорудили винтовую лестницу, чтобы каждый турист мог побывать внутри. Сами горожане стараются вниз не спускаться. Последнее извержение этого чуда природы было зарегистрировано всего три года назад. На окраине Чолулы располагается наиболее внушительное и амбициозное сооружение древности. Когда-то здесь была святыня мирного культа Кетцалькоатля. Индейцы пытались возвести в Чолуле некое подобие Вавилонской башни. Доподлинно известно, что высота сооружения достигала 63 метров. Сторона каждого из оснований была полукилометровой. Объем постройки составил 3 млн. кубометров. Мексиканская пирамида была в три раза больше великой египетской пирамиды, находящейся на плато Гиза. По преданию, до сотворения света Чолула лежала во мраке и неизвестности. Кругом была равнина, покрытая водой. После того как появилось солнце, сюда пришли гиганты с деформированной фигурой, главным из которых был великан по имени Шельхуа. Очарованные светом солнца, они решили построить сооружение, достающее до неба. Бог небес разгневался и приказал небожителям спутать планы великанов. Боги разрушили постройку и разбросали строителей по разным уголкам мира. Предание о гигантах осталось бы красивой сказкой, если бы не имело подтверждений от лиц, которым по долгу службы было предписано искоренять подобные мистификации. Падре Арлеги утверждал, что в поселке Сан-Августин он обнаружил невиданный раннее гигантский зуб. Падре Тельо рассказывал о том, что в тридцати километрах от Гвадалахары он видел 30 великанов, среди них трех женщин. Лейб-медик Новой Испании и лечащий врач Филиппа II Грегорио Лопес отмечал, что рост их достигал 5 метров. Сооружение комплекса было делом не одной династии и не одного народа. К строительству приложили руку ольмеки, тольтеки, сапотеки, мицтеки, ацтеки, чолултеки. Каждый народ вносил что-то от себя. Археологи обнаружили здесь присутствие в разные времена семи культур. Когда в Чолулу пришли вездесущие конкистадоры, они поднялись в один из храмов, где их тут же одарили драгоценными подарками. Индейцы были уверены, что перед ними светлолицые посланцы Кетцалькоатля, доброго бога. В ответ на гостеприимство местных жителей конкистадоры тотчас зарезали 6 тысяч человек. На вершине пирамиды в 1666 г. была возведена церковь, построенная из камней культовых сооружений. Надо сказать, что испанцы для строительства церквей старались выбирать самое высокое место. Тем самым давая понять индейцам, что христианство стоит над язычеством. Только в начале XX века удалось обнаружить остатки древней цивилизации в Чолуле. Сильные ливни обнажили ступени некоторых построек, начались раскопки. Но вернемся в Пуэблу. 5 мая 1862 г. здесь состоялось грандиозное сражение между французскими войсками и мексиканской армией, состоящей из плохо вооруженных индейцев. Тогда Мексика одержала одну из первых побед над иноземными захватчиками. Об этом сражении, в результате которого от Пуэблы не осталось камня на камне, напоминает французское кладбище. Мексиканцы называют его Перляшез. Здесь покоятся останки не только мексиканских, но и французских солдат, которые пришли в Мексику для того, чтобы попытаться вернуть деньги, одолженные мексиканским правительством у правительства Франции. Кладбище считается весьма престижным. Здесь хоронят именитых горожан. Когда мест в семейных склепах не остается, останки извлекают из стен и сжигают. Прах собирают в компактные урны и перезахоранивают. Безусловным достоянием Пуэблы являются дома, со многими из них связаны любопытные истории. Некий Хосе Луис де Овандо в XVIII веке решил построить трехэтажный дом, который превосходил бы высотой дом городского правительства. Члены муниципалитета были, естественно, против. Тогда находчивый сеньор построил себе дом пониже. А в отместку несговорчивым депутатам изобразил их такими, какими их мало кто знал, - подкаблучниками и выпивохами. Хозяин другого дома был беден. В один прекрасный день он продал свое жилище за долги и уехал. Через три дня хозяин вспомнил о забытой собаке, которая, пытавшись выбраться, нарыла в доме большое количество ям. В одной из них хозяин обнаружил несметные сокровища. В благодарность он поставил собаке памятник.
Новые открытия на территории развалин Теотиукана близ Мехико - крупнейшего из городских архитектурных комплексов в доколумбовой Америке - свидетельствуют о том, что цивилизация, основавшая этот город, была гораздо менее демократичной и миролюбивой, чем верилось некоторым историкам. Недавние археологические раскопки продемонстрировали облик управляющей Теотиуканом властной верхушки и открыли человеческие захоронения, свидетельствующие о жестоких массовых жертвоприношениях в процветающей во времена Иисуса столице Мезоамерики. Предыдущая группа исследователей предположила, что таинственная индейская народность, заселявшая Теотиукан за сотни лет до ацтеков, исповедовала всеобщее равенство и испытывала необычайное уважение к культуре и наукам в отличие от любого другого племени в доиспанском мире. Действительно, в противоположность всем другим руинам, где каждая пирамида и настенное изображение стремится всячески восхвалять военные победы и достоинства царей и правителей, цветные фрески Теотиукана рассказывают о жизни простых людей, скачущих среди цветов, бабочек, койотов и ягуаров. Тайна мучила археологов больше столетия, потому что в отличие от любого другого древнего общества Америки, Теотиукан не давал никакого намека на того, кто собственно им управлял. Археологи Рубен Кабрера (Ruben Cabrera) и Сабуро Сугияма (Saburo Sugiyama) считают, что они близки к разгадке этой тайны. В сентябре вблизи Пирамиды Луны в комплексе Теотиукана были найдены три скелета, явно принадлежащие местным аристократам. Возможно, и тело царя может находиться где-то поблизости. "Теперь мы наблюдаем явное неравенство и выраженную иерархию", - считает Кабрера. Ранее в этом году подобное открытие было сделано в отношении другой доиспанской культуры, майя. Иероглифы, найденные на каменной лестнице древней пирамиды майя в Гватемале свидетельствовали, что люди, ранее считавшиеся мирным обществом астрономов, на самом деле участвовали в своего рода тотальной мировой войне. Сотни найденных трупов в Теотиукане и других местах заставили ведущих археологов снять подозрения с испанцев в том, что они значительно преувеличили кровожадность индейцев. Выводы, сделанные Сугиямой относительно недавних находок в Теотиукане, входят в противоречие с мнением других исследователей, которые воспринимают этот город как исключение в доколумбовой Америке. Например, Эстер Пасзтори (Esther Pasztory), специалист по доиспанскому искусству из Университета Колумбии, считает, что вышеупомянутые археологи трактуют находки так, как им удобно. "Но Теотиукан - это вовсе не что-то вроде еще одного древнего Египта, а весьма специфическое место", - говорит она. Однако останки, обнаруженные в сентябре и датированные приблизительно 300 г. н. э., явно принадлежат управляющему классу. Они имеют ушные нефритовые украшения, резные вещицы и другие предметы, являющиеся традиционными символами власти и состояния в доколумбовой Америке. Еще важнее то, что у скелетов не связаны руки, подобно обнаруженным ранее человеческим жертвоприношениям. Сугияма предположил, что описания властителей города тоже есть, только они пока не распознаны археологами. Артефакты, найденные на скелетах: украшения из нефрита, кольца и знаки в форме ромбов, - на самом деле являются символами власти, и именно они обнаруживаются во фресках Теотиуакана. Отсутствие же надписей можно объяснить космополитичностью Теотиукана, смешением в нем различных языков. При этом символические изображения заменяют иероглифы и должны были быть понятны всем. Впрочем, не все тайны Теотиукана раскрыты. Одна из пирамид в грандиозном комплексе "Города Богов" (на языке ацтеков - "город, где человек превращается в Бога") посвящена Кецалькоатлю - белокожему пришельцу с востока, снабдившему людей технологическими новшествами и проповедовавшему веру, основанную на любви. Он позже стал почитаться как бог у ацтеков.
|